Кинокритик Кирилл Разлогов — о феномене Алексея Петренко

Фото: РИА Новости/Владимир Песня

Большое видится на расстоянии. Расставание с Алексеем Петренко открывает нам масштаб его всеобъемлющего дарования. Сколько раз при жизни я слышал фразу «Да он просто гений!», якобы объясняющую его успех и популярность! Сколько раз был свидетелем магнетизма самого факта его появления на сцене, на экране и просто в одном с тобой помещении! Да что появления, голоса, тембр которого неповторим и был узнаваем для всех, кому доводилось его слышать, даже если они не понимали слов – русских или украинских.

Алексей Петренко воплощал феномен присутствия, он воплощал своих героев, неизменно оставаясь самим собой. Сколько раз он играл Сталина, причём в самых разных политических и жанровых контекстах, у разных режиссеров с разными задачами, вплоть до английского телевизионного сериала о Второй Мировой войне. Мы помним, как Михаил Геловани стал экранным Сталиным навеки, почти не раскрыв многообразие своего актерского таланта. А вот Петренко и в этом образе всегда оставался Петренко.

Именно это качество лицедея и объясняет, почему ему так часто предлагали роли знаменитых людей или знаковых вошедших в историю вымышленных персонажей – он был им равновелик. Трудно перечислить всех генералов, которых ему довелось сыграть. Тут и эпизодическая рольгенерала Егорова в киноверсии знаменитого романа В.Богомолова «В августе 44-го…» М.Пташука, и генерал Иволгин в телевизионной экранизации «Идиота» Достоевского В.Бортко, и гротесково-эпический генерал Радлов в «Сибирском цирюльнике» Н.Михалкова, у которого он снимался чуть ли не в каждом втором фильме.

Интересно и другое – это ощущение значительности и весомости он придавал многим своим персонажам, в первую очередь униженным и оскорбленным. Коллекционер в одноименном фильме Ю. Грымова, механик Петрович в «Фортуне» Г. Данелия, директор школы или алкоголик у Динары Асановой, Кнуров в «Жестоком романсе» Э.Рязанова, дед в картине «Похороните меня за плинтусом», да и десятки эпизодических персонажей (всего Петренко сыграл в кино около более 80 ролей) каждый по-своему, становится интересным зрителю именно потому, что еговоплотил Алексей Васильевич, крестьянский сын, ставший великим актёром.

Его подлинная кинематографическая карьера началась с роли Григория Распутина в фильме Элема Климова «Агония». У фильма была драматическая судьба: мировая премьера состоялась на Венецианском кинофестивале в сентябре 1981 г., а в России фильм положили на полку и он был публично показан только в середине 1980-х. Но уже с первых рабочих просмотров было ясно, что Гришка Распутин обрёл экранную жизнь. Именно Климов прозорливо заметил, что Петренко – не столько персонаж, сколько персона – чтобы эмоционально и интеллектуально насытить экран,  достаточно самого присутствия актёра, причём не важно, где – в кадре или в фонограмме. Он нередко становился «голосом автора» в исторически значимых документальных и монтажных лентах.

Мне не повезло – я мало видел театральных работ Петренко. Но его сценические концертные выступления –коллективные или сольные, оставили неизгладимое впечатление. Творческие встречи и непосредственный контакт с обожающими его зрителями давали АлексеюПетренко возможность сыграть и спеть все на свете, в том числе и то, что никак не вписывалось в кинематографический или театральный репертуар. Тут он давал полную волю своему воображению и таланту и до самого последнего времени экспериментировал, с огромным непосредственно ощутимым удовольствием испытывал себя на прочность и проверял реакции самых разных аудиторий, не только на родине, но и за рубежом…

Его песня оборвалась… Но его творчество и его образ, надеюсь, останутся в памяти ещё многих поколений зрителей, слушателей, да и читателей благодаря тому наследию, которое он, со свойственной ему щедростью, нам оставляет. 

Автор — председатель гильдии киноведов и кинокритиков России, доктор искусствоведения, профессор

Читайте также:

Коллеги о Петренко: «Рухнул один из столпов нашего кинематографа»

Умер народный артист Алексей Петренко

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *