Китай построил второй авианосец, а крупнейшие морские державы решают судьбу авианесущих кораблей

Новый китайский авианесущий крейсер — «смесь» полноценного боевого корабля с авианосной группой.Фото: REUTERS

Авианосец или авианесущий крейсер?

Сообщение о спуске Китаем на воду первого авианосца своей выделки стало новостью №1. Сразу уточним: это не авианосец, а тяжелый авианесущий крейсер.

В «чистом» авианосце ставка — на палубные истребители и вертолеты (в ВМС США — до сотни на борту). А защищают его выводок надводных и подводных кораблей, которые этот гигантский корабль таскает за собой по морям-океанам. Авианесущий крейсер несет в своем чреве раза в три меньше самолетов и вертолетов (30-35) и оснащен многими системами противокорабельной борьбы и ПВО. Он — «смесь» полноценного боевого корабля с авианосной группой.

Чем силен «Ляолин»

Почему новый китайский корабль называют «вторым авианосцем» (что неверено)? Первым китайским авианесущим крейсером стал купленный Пекином у Киева за 20 млн. долларов недострой — советский тяжелый авианесущий крейсер «Варяг». Китайцы его назвали «Ляонином», достороили, изучив конструкцию и «философию» создания. А заодно и поняли, какие технологии и вооружения им нужны, чтобы двигаться дальше. Китайский ТАВРК «Ляолин» стал, по сути, учебным. Что позволило прагматичным адмиралам поднебесной заранее готовить экипаж для своего корабля такого типа.

Второй китайский «авианосец» — стал первым «своим». Что говорит о новых возможностях тамошнего ВПК.

Корабль — глубокая модернизация первого «советского»: он имеет чуть большие размеры и ряд новшеств. В том числе и «слямзенных» у американцев.

Так, он будет иметь три паровые катапульты вместо трамплина (как у «Ляолина»). Надстройка сократится на 10 процентов, высвобождая место на летной палубе — тут смогут базироваться до 36 палубных истребителей и до 10 вертолетов. Установлена более мощная РЛС кругового обзора. ПВО корабля включает 4 комплексами зенитных ракет малой дальности (по 24 пусковых ячейки в каждом).

СПРАВКА «КП»

Строительство китайского авианесущего крейсера началось в ноябре 2013 года. Длина его — 315 метров, ширина – 75 метров, вес – 70 тысяч тонн, крейсерская скорость – 31 морской узел. Цена корабля от чертежа до спуска на воду называется разная — от 4,5 до 7 млрд долларов (это цена двух-трех атомных подлодок).

Зачем это Поднебесной?

Строительство тяжелых авинесущих крейсеров показывает: Китай нацелен на военно-морское доминирование в Азиатско-тихоокеанско регионе, где главным стартегическим противником считается флот США. У Пекина есть трения и с Японией из-за спорных территорий. Что сулит конфликты, в том числе и на море. Ну, а если заглянуть в военно-морскую доктрину Китая, там все ясно: Поднебесная строит самый сильный флот в мире.

А что же Россия?

У нас один тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» (после похода в Средиземку года на полтора встал на ремонт за 40 млрд рублей). Но намерена ли Россия гнаться за грандами и строить полноценные авианосцы — у штатовцев таких 12?! Пока наши стратеги и адмиралы в раздумье. Хотя макет нового российского авианосца уже украшает кабинет вице-премьера Дмитрия Рогозина (отвечающего за оборонку). Почему тянем? При сегодняшнем развитии военного дела средства нападения на авианосцы сильнее их защиты. Когда американцы узнали, что наша новая гиперзвуковая ракета «Циркон» уже летает со скоростью, которая в 8 раз быстрее звука, они задумались — а надо ли и дальше клепать такие гигантские корыта, которые могут стать братскими клабищами на дне моря? Российская конструторская и военно-морская элита тоже размышляет об этом же. Потому что при гиперзвуковом оружии авиносцы становятся легкой мишенью. А цена такого новейшего армиканского корабля — 15 млрд долларов! (раньше строили и за 8 млрд). Россиянам же такой корабль может обойтись и в 10 млрд долларов (надо еще и стапельные технологические возможности создать).

В общем, россияне думают. Думают американцы. Китайцы — делают…

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *