Критикуемые Макроном RT и Sputnik — «стратегические» СМИ России

«Будем говорить откровенно», — резко ответил Эммануэль Макрон на пресс-конференции в Версале, отвечая на вопрос о бойкоте, объявленном его партией «Вперед!» против Russia Today и Sputnik. Стоя рядом с невозмутимым, но явно раздраженным Владимиром Путиным, он сказал: «На самом деле Russia Today и Sputnik ведут себя не как пресса, а как агенты влияния и органы пропаганды, причем лживой пропаганды. Когда СМИ распространяет лживую, позорящую информацию, это уже не журналисты, это — органы влияния». 

Журналисты хорошо знают RT France и Sputnik, которые известны своей пророссийской предвзятой позицией и особой информационной концепцией. Но многие французы узнали об их существовании только во время речи их нового президента 29 мая в Версале. Почему Макрон ополчился именно на эти два СМИ, возглавляемые одним главным редактором, Маргаритой Симоньян? Чтобы лучше в этом разобраться, нужно начать с самого начала.

RT хочет быть источником, заслуживающим доверия, а Sputnik — более «агрессивным»

RT является интернет продуктом Russia Today, канала кабельного российского телевидения запущенного в 2005 году. «Его целью было копировать все, что было сделано ранее, объясняет Нина Башкатов (Nina Bachkatov), журналистка и специалист по России. Все это вписывается в общую тенденцию, которая подразумевает, что у современной страны должен быть свой круглосуточный информационный канал. Вначале на канале можно было увидеть много интересного, другую подачу новостей, поскольку журналисты бывали в таких местах, в которых мы никогда не бывали, но затем вдруг все резко изменилось. Журналисты превратились в карикатуры американских ведущих». 

В любом случае интернет канал RT претендует на звание серьезного источника, а его двоюродный брат Sputnik «утверждает, что он говорит о том, о чем другие молчат». Он подает новости в более агрессивной манере и «сосредоточен на виральности своих публикаций, — считает Нина Башкатов. — Его цель состоит в том, чтобы его цитировали более традиционные ресурсы». В этом Sputnik похож на все остальные космополитичные сайты, которые не гонятся целенаправленно за аудиторией, а стремятся к тому, чтобы их как можно больше цитировали. С хорошей стороны или с плохой — совершенно неважно.

RT и Sputnik финансируются Кремлем и вещают более чем в тридцати странах. И совершенно не скрывают свои тесные связи с Владимиром Путиным. «Нельзя скатываться до карикатурности. Нет прямой связи между Маргаритой Симоньян и российским государством, — подчеркивает Нина Башкатов. — Впрочем, некоторые публикации не совсем точно отражают позицию Москвы. Но журналисты очень стараются угодить власти».

Безусловно, имя Путина регулярно упоминается в этих СМИ. Тема войны в Сирии сопровождается в основном кадрами сцен ликования в Алеппо, а не убитых во время российских бомбардировок, тема «вооружения» или протестов по всему миру также занимают в этих СМИ первое место. Как и теории заговора.

Любимчики RT и Sputnik — Марин Ле Пен и Франсуа Фийон

КонтекстСлухи о «счете на Багамах»AFP11.05.2017Макрон налагает запрет на RT и SputnikThe Duran04.05.2017SputnikNews и RT, инструменты влияния России во ФранцииLe Monde16.03.2017RT и Sputnik «преувеличивают или преуменьшают важность и значение некоторых событий, таких как закрытие заводов или акции протеста, — продолжает Нина Башкатов. — Они подают информацию вне контекста — то, что часто делают на Западе, говоря о России… Конечно, RT и Sputnik говорят и о французской политике, при этом некоторые политические деятели получают гораздо более теплые отзывы, чем остальные. Ле Пен, которую Путин принял в марте этого года в Москве, дала большое интервью RT France в январе 2016 года. Тогда Ле Пен пообещала признать Крым российским, если она победит на выборах. Sputnik с завидной регулярностью расхваливал «преимущества и харизму» главы Нацфронта. Экономист и сторонник независимости Жак Сапир (Jacques Sapir), приверженный идеям НФ, регулярно писал на эту тему. RT и Sputnik очень любят много поговорить о событиях, которые им по вкусу. «Русские очень надеялись, что Франсуа Фийон победит на выборах, — рассказывает Нина Башкатов. — Поэтому оба ресурса с избытком освещали все, что имело к нему отношение. В апреле месяце они сделали из Фийона фаворита гонки, основываясь на смутных данных «исследований в социальных сетях». Кандидатура Эммануэля Макрона не вызвала у них такого энтузиазма. В январе RT обвинил Макрона в том, что он потратил на поездку в Ливан деньги французских налогоплательщиков, распространяя, таким образом, лишь слухи. Sputnik также распространил информацию, полученную от одного из французских депутатов-республиканцев, известного своими связями с Россией. В ней тот обвинял Макрона в том, что его «финансирует гей-лобби», и обещал серию разоблачений о его личной жизни, вынуждая тем самым Макрона публично отрицать свои гомосексуальные наклонности. Месяц спустя оба СМИ распространили информацию, полученную от WikiLeaks о предполагаемой преданности Макрона Хиллари Клинтон.

Оба СМИ хотели бы занимать влиятельные позиции, но увы… Пока еще нет. «На данный момент речь идет о мелких пакостях, а не о реальном вредительстве, — считает Жюльен Носетти (Julien Nocetti). — Они обладают значительными ресурсами и даже были внесены в список стратегически важных компаний, наравне с нефтью, газом и обороной, что является очень символичным. Они широко представлены за границей, у них много корпунктов. Но они также понимают, что не оказывают сильного влияния на ход событий. Чем больше о них говорят, тем лучше для них. И тем более это оправдывает занимаемую ими позицию».

По мнению этого эксперта по России из Французского института международных отношений, RT и Sputnik являются скорее не разоблачителями, а посредниками в распространении производимой другими « информации», вещающими для 340 тысяч человек (Sputnik France) и 410 тысяч (RT France), подписанных на них в Facebook и Twitter. 

«Они берут без проверки информацию из твитов чисто механически и распространяют виральный контент. Грубо говоря, они троллят обсуждения», — говорит эксперт. Телеканал RT должен быть запущен во Франции в 2017 году при том, что Совет по аудиовизуальным средствам принял проект соглашения в 2015 году.

«Но нужно делать скидку на обстоятельства, — добавляет Нина Башкатов. — Их скандальная репутация сама по себе является предупреждением для их читателей. Речь идет не о том, что у французов нет других источников информации. RT и Sputnik имеют искаженное представления о стране, о которой они говорят. Они используют неприглядные и убогие стороны нашего образа жизни и имеют свойство представлять действительность в искаженном виде». 

«Они считают себя такими же, как и все остальные СМИ»

Одно известно наверняка: журналисты RT и Sputnik не считают себя пропагандистами. «Слова Макрона их задели, — объясняет Нина Башкатов. — Эти люди верят в свою миссию и, как это часто бывает у русских — не знают границ. Они полагают, что они — такие же, как и все остальные СМИ. Они не считают постыдным тот факт, что национальные СМИ отражают точку зрения государства — для них это нормально».

Отсюда реакция главного редактора RT и Sputnik Маргариты Симоньян на речь Макрона в Версале. «Несмотря на многочисленные обвинения в наш адрес во время президентской кампании, нам до сих пор не было представлено ни одного примера распространения ложной информации об Эммануэле Макроне», — заявила она перед камерами… RT.

 
Маргарита Симоньян обратилась в Twitter к французскому президенту «подняв бокал шампанского за то, чтобы он перестал врать про RT и Sputnik». 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *