Патриотическая альтернатива: заменят ли украинские соцсети «В контакте» и «Одноклассников»?

Уже вторые сутки украинские интернет-провайдеры один за другим внедряют в жизнь решение Совета национальной безопасности и обороны по блокированию российских интернет-сервисов. Еще в среду доступ к подсанкционным ресурсам ограничили два крупнейших оператора мобильной связи — «Киевстар» и Vodafone, в ближайшие дни блокировку обещает ввести и крупнейший оператор проводной связи «Укртелеком». Речь идет в том числе и о социальных сетях «В контакте» и «Одноклассники», которыми, по данным их владельца, компании Mail.ru Group, пользуются более 20 миллионов украинских пользователей.

Сама компания уже информирует пользователей о том, как обойти блокировку, используя такие сервисы как VPN или TOR. В то же время, ожидается и определенный отток украинских пользователей «В контакте» и «Одноклассников» в другие социальные сети — в первую очередь, к международным гигантам Facebook и Twitter. Однако параллельно украинцам предлагают и локальные решения — сугубо местные соцсети, которые берут на себя миссию стать патриотической альтернативой «руке Кремля» в интернете.

Пионеры рынка

Первой попыткой создать «украинский Facebook» можно считать проект Connect.ua, запущенный еще в 2007 году. «В то время в России запустились «В контакте» и «Одноклассники», и многие считали, что соцсети будут чем-то вроде региональных порталов — в каждой стране свой. На Украине эта ниша была пуста «, — рассказывает IT-обозреватель, автор книги «Стартап на миллион. Как украинцы зарабатывают состояния на технологиях» Тимур Ворона.

Connect.ua стремительно набирал популярность в первые месяцы работы, достаточно быстро привлек почти полмиллиона пользователей. Однако проект не выдержал конкуренции с соцсетью «В контакте», которая агрессивно заходила на украинский рынок, и в конце концов закрылся в 2012 году, переформатировавшись в сервис знакомств.

В 2008-2012 годах на Украине появлялось еще несколько местных социальных сетей, такие как Friends.ua, Frendin или Profeo, однако все они закрывались через год-два.

«Соцсети это бизнес, который держится на критической массе пользователей, найти достаточное их количество на одном национальном рынке, даже таком немалом как украинский, достаточно трудно, особенно при наличии международных инициатив», — объясняет Александр Ольшанский, президент IT-холдинга Internet Invest.

Патриотический бум

Настоящий всплеск создания новых украинских соцсетей пришелся на весну-лето 2014 года, когда с началом российской агрессии стали раздаваться призывы к бойкоту «В контакте» и «Одноклассников». Новые сервисы громко запускались едва ли не каждую неделю, но со временем тихо и незаметно закрывались.

Так, страница проекта «Друзі», социальной сети якобы исключительно для украинцев, функционалом и дизайном очень напоминавшая «В контакте», сейчас перенаправляет пользователей на страницу афганской соцсети KabulJan. Сайт еще одного запущенного в тот период проект WE.UA, уже более года находится на реконструкции. Вообще не отвечают страницы платформ микроблогов boxy.com.ua и zozu.org.

Выбор есть

Однако несколько местных проектов продолжают работать, позиционируя себя в качестве альтернативы российским соцсетям.

КонтекстЗлейший враг УкраиныAtlantic Council19.05.2017Свобода слова или безопасностьУкраїнська правда19.05.2017Порошенко не терпит критикиDagens Nyheter19.05.2017Украина: путь диктатуры и войныAgoraVox19.05.2017Один из них, Ц.УКР («Це Україна»), уже сейчас предлагает пользователям «В контакте» автоматически перенести на новую платформу все свои фотографии, видео или аудиозаписи. Собственно, сам интерфейс ресурса весьма напоминает российского предшественника, количество пользователей и другая статистика пока недоступны даже потенциальным рекламодателям.

Соцсеть UkrFace, также похожая дизайном на «В контакте» и Facebook, была создана в 2014 году «чтобы объединить Восток и Запад Украины». Ни основателей, ни приблизительного количества пользователей корреспонденту DW выяснить не удалось.

Самый старый из действующих на сегодняшний день проектов — социальная сеть «Украинцы», созданная еще в 2009 году. Дизайн и функционал проекта, очевидно, оставался неизменным с даты основания — социальная сеть, целью которой является «сплочение нации и поднятие национального духа», не поддерживает видео и аудиозаписи и ориентирована преимущественно на текстовое общение.

 

Кому это нужно?

По мнению Тимура Вороны, проекты национальных соцсетей на Украине остаются делом индивидуальных энтузиастов и обречены на провал.

«Каждая очередная национальная соцсеть — это убогая подделка под нормальный продукт и попытка заработать на патриотизме. Они не предлагают пользователям никаких оригинальных решений, это просто калька с западных сайтов, с гораздо более скромным функционалом и замкнутостью внутри страны. Украинцы хотят быть частью международного сообщества, а не замыкаться внутри страны, как это происходит в Китае «, — объясняет он.

Артур Оруджалиев, управляющий отраслевым интернет-изданием AIN, напоминает, что украинский внутренний IT-рынок довольно беден, поэтому на нем вряд ли когда-нибудь будет достаточно доходов для инвестиций в сложные разработки уровня Facebook или «В контакте».

Александр Ольшанский добавляет: как и любой интернет-бизнес, связанный с пользовательским контентом, соцсети — рискованное дело для инвестора на Украине. «Серьезно этим никто не занимается, потому что в любой момент у тебя на серверах правоохранители «захотят» найти что-то противозаконное. Сначала это была порнография, затем пиратский контент, сейчас вот все ищут сепаратистские материалы «, — рассказывает эксперт.

 

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *